категорії: стаття

Клезмеры в городе.

теґи: клезмер, пушкин

 Народная музыка в Советском союзе – это было немодно. Став частью советского стиля, национальный фольклор много потерял. Он стал официальным, пафосным, скучным и фальшивым. И вообще перестал быть фольклором. По сути, это были те же песни о партии – в вышиванках. Или в тюбетейках. Формула «национальное по форме – социалистическое по содержанию» отлично отражает то, что случилось с народным искусством в СССР. Эту музыку приходилось терпеть так же, как бодрую газетную демагогию.

 

Что объединяет еврейскую народную музыку и городской дворовый фольклор? Они не пригодились государству. И оказались вне закона, в андеграунде. Можете представить, как звучали бы по радио Маяк «Семь сорок», «Мазл тов» или «Бублички»? То-то же. Разве что такие гиганты, как Леонид Утесов могли протащить эти песни на концерты и пластинки под видом шутливой эстрады. А ведь в кабаках и на свадьбах гости платили лабухам очень хорошие деньги, чтобы все это звучало. А записи Аркаши Северного крутили по всему Союзу!

Эта музыка так и не была задушена официальным стилем и цензурой, она пережила холокост и эмиграцию – и живой-невредимой перешла в новое время. И теперь новые музыканты поднимают ее на сцену.

Недавно в Украине стартовал новый музыкальный проект – «Пушкин Клезмер Бэнд». Музыканты из разных республик бывшего Союза собрались в Киеве: контрабасист и вокалист Сергей Бабуч из Бельц (Молдавия), барабанщик Андрей Войтюк из Львова, аккордеонист Василий Гнатчук из Черновцов (Украина) и руководитель проекта кларнетист Дмитрий Герасимов из Казани (Россия). Они себя называют клезмеры, «продвинутые лабухи». Играют в клубах, концертных залах, на фестивалях. Играют по свадьбам и кабакам. Изучают и популяризируют ашкеназийский музыкальный фольклор – музыку клезмер. И не только. Одесские песни, еврейская и молдавская свадебная музыка в репертуаре «Пушкина». Витальная и мощная смесь.

Сегодня это единственный профессиональный клезмерский ансамбль в Киеве. Он создан недавно, но уже выступил более чем с десятком сольных концертов в Киеве и по Украине. Музыканты «Пушкина» участвовали в таких важных культурных и общественных мероприятиях, как Всемирный день еврейского знания в Доме кино, организованный распределительным комитетом Джойнт, съезд Еврейского Евроазиатского конгресса в Киеве и праздничный Ханукальный концерт, проведенный киевским Гилелем.

Только что «Пушкин клезмер бэнд» вернулся с гастролей – сперва по Украине, по местам бывшей черты оседлости (Ровно и Луцк). А совсем недавно наши клезмеры сыграли несколько концертов в Москве и с большим успехом выступили на международном фестивале еврейской музыки Moscow Yiddish-Fest 2011. Там «Пушкин клезмер бэнд» играл на сценах клуба «Milk» и Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще вместе с такими еврейскими супер-звездами, как Фрэнк Лондон, Socalled, Наеховичи и Псой Короленко.

«Пушкин» не занимается реконструкцией и возрожденьем жанра – он не умирал. Во всяком случае, не в Украине. Хитрый Митрий – помер да глядит. Клезмер здесь растворен в самом воздухе, и музыкантам остается только его конденсировать.

Кто-то скажет, что это «низкий жанр» или «неформат». Иногда эта музыка и вправду кажется уличной и грубоватой – но она близка каждому, искренняя, живая и настоящая. Сейчас музыканты готовятся к летним еврейским фестивалям – в Украине, Польше, Германии и Канаде.